1. Никогда не предпринимайте никаких воспитательных действий в плохом настроении.
2. Ясно определите, чего вы хотите от ребёнка и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу.
3. Предоставьте ребёнку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.
4. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему, анализируйте с ребёнком его правильные и неправильные шаги к цели.
5. Не пропустите момент, когда достигнут первый успех, хвалите ребёнка за каждый удачный его шаг. Причём хвалите не вообще, а за конкретное действие. Не «Ты – молодец!», а «Ты – молодец, потому что…».
6. Если же ребёнок совершает какое-то неверное действие, укажите ему на ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу. Чтобы ребёнок осознал услышанное.
7. Оценивайте поступок, а не личность – ведь это не одно и то же. «Ты – плохой» звучит вместо правильного «Ты поступил плохо». Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми!
8. Дайте ребёнку ощутить, что вы сочувствуете ему, верите в него, что любите его, несмотря на его оплошность. Для этого улыбнитесь или прикоснитесь к нему. Дайте понять, что когда этот неприятный разговор будет окончен, инцидент будет исчерпан. Ребёнок ни минуты не должен сомневаться в вашей любви к нему. «Я люблю тебя, но твой поступок меня очень огорчил» - правильные слова в данной ситуации.
9. Воспитание – это последовательность целей. Помогите ребёнку строить систему перспективных целей – от дальней к средней, от средней – к сегодняшней.
10. Воспитатель должен быть твёрдым, но добрым. Ни абсолютная твёрдость во что бы то ни
11.стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Всё хорошо в своё время, надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда воспитание будет ещё и своевременным.
Рекомендации родителям: чего никогда нельзя делать
1.Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Все дети разные. Каждый ребёнок уникален, уникальны наши с ним отношения. Но есть вещи, которые противопоказаны при общении с любым ребёнком без исключения. Речь идёт о том, чего родителям делать нельзя.
2.Если мы хотим воспитать человека, которому присуща самодисциплина, нам надо в первую очередь развивать его самосознание. Нужно стремиться к тому, чтобы у ребёнка сформировался положительный образ самого себя. Избегать следует всего, что разрушает этот положительный образ. Конечно, родители время от времени всё же пользуются недозволенными методами. Иногда к ним прибегают по собственному невежеству, иногда в «расстроенных» чувствах. Однако следует перечислить эти недозволенные приёмы, чтобы никто не использовал их хотя бы по невежеству.
3.Итак, давайте запомним, чего делать нельзя.
Не унижай ребёнка!
Мы иногда запросто можем сказать ребёнку: «А ты ничего лучше не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и т. д. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ, о котором шла речь. Помните: все комплексы родом из детства!
4.Не угрожай!
Мы иногда говорим: «Если ты ещё раз так сделаешь – ты у меня получишь!» или «Если ты ещё раз стукнешь своего братика, я тебя так стукну!» Каждый раз, угрожая ребёнку, мы учим его бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны – они не улучшают поведение ребёнка.
5.Не вымогай обещаний!
Последовательность действий порой бывает такова: ребёнок сделал что-то, чего делать нельзя. А мама ему говорит: «Теперь обещай, что больше никогда – никогда так делать не будешь» - и, конечно, получает обещание. А через полчаса ребёнок повторит свою проделку снова. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!». Она не знает одного – обещание ничего не значит для маленького ребёнка. Обещание, как и его сестра – угроза, относятся к будущему. Но ребёнок живёт только в настоящем. Если он совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нём чувство вины, когда он нарушит эти обещания. Если же он не чувствителен, то это только научит его цинизму: слово – это одно, а дело – это совсем другое.
6.Не опекай излишне!
Это умаляет ребёнка в его собственных глазах. Излишняя опека приучает его к мысли, что сам оно ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей ребёнка что-то делать самостоятельно. Следует принять как девиз: «Никогда не делай за ребёнка то, что он может сделать сам».
7.Не говори слишком много!
Излишне многословные объяснения означают для ребёнка: «Ты не способен понимать простые вещи, лучше послушай, а я тебе объясню».
8.Не требуй немедленного повиновения!
Представьте, что ваш муж говорит вам: «Дорогая, брось всё и приготовь мне чашку кофе сию же минуту!» Как вам это понравится? Точно так же это не нравится вашему ребёнку, когда от него требуют, чтобы он немедленно бросил всё, чем занимается. Нам, по крайней мере, следует предупредить его заранее: «Минут через 10 будем обедать». Мы вполне можем позволить ему поворчать немного: «Ой, мам, я ещё поиграю». Слепое безоговорочное подчинение подходит для марионетки, но оно не способствует формированию независимого и самостоятельного человека.
9.Не потакай ребёнку!
В данном случае речь идёт о вседозволенности. Ребёнок сразу почувствует, что родители боятся быть твёрдыми в соблюдении границ, боятся сказать ему: «Нет». Это вселяет в него уверенность, что все правила резиновые: немножко поднажать – и они растянутся. Это может срабатывать в рамках семьи, но за её пределами возможны горькие разочарования. Потакать ребёнку – значит лишить его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком.
10.Будь последовательным в своих целях!
В субботу у мамы хорошее настроение, и она разрешает сыну/дочери нарушать правила. В понедельник, когда ребёнок делает то же самое, «наваливается на него, как куча кирпичей». Представьте себя на месте этого ребёнка. Как бы хорошо вы научились водить машину, если бы в понедельник, среду и четверг красный свет означал «стоп», а в другие дни – наоборот? Ребёнку нужна последовательность в требованиях взрослых. Он должен знать, чего от него ожидают. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует.
11.Не требуй того, что не соответствует возрасту ребёнка!
Если вы ждёте от своего двухлетнего малыша, чтобы он слушался, как пятилетний, вы вселяете в него чувство неприязни к вам. Вы требуете от него зрелости поведения, на которую он ещё по возрасту не способен. И это плохо сказывается на развитии его самосознания.
12.Не морализуй!
Это вселяет в ребёнка чувство вины и развивает отрицательную самооценку. Все морали в конечном итоге для ребёнка сводятся к одному: «То, что ты сделал – плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог поступить после всего хорошего, что мама сделала для тебя?». Каждый день тысячи слов порицания выплёскиваются на наших детей. Если бы всё это записать на диск или кассету и потом проиграть мамам, они были бы поражены. Чего только они не говорят своим детям! Тут и угрозы, и насмешки, и постоянное ворчание, и, конечно, лекции на моральные темы. Установлено, что под влиянием потока слов ребёнок «отключается». Это его единственный способ обороны, который он быстро осваивает.
13.Не лишай своего ребёнка права оставаться ребёнком!
Если мы, родители, будем пользоваться только правильными педагогическими методами и избегать нежелательных – что же мы получим в результате? Образцового ребёнка? Как считают психологи, «образцовый ребёнок» - несчастливый ребёнок. Он просто спрятал своё «Я» под оболочку, а внутри у него серьёзные эмоциональные проблемы. Представьте себе, что мы воспитываем ребёнка тихого и всегда уважительного к старшим, который никогда не бунтует, не выходит из-под контроля, делает всё, чего хотят от него взрослые. У него нет отрицательных чувств по отношению к чему-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никого никогда не обманывает. Но, может быть, мы тогда имеем дело с маленьким взрослым, который маскируется под ребёнка? Воспитывая наших детей, развивая у них самодисциплину, давайте не будем забывать, что они всё-таки дети. Давайте оставим за ними это право!
***
Берегите своих детей
Берегите своих детей, их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней никогда на них не срывайте. Не сердитесь на них всерьез, даже если они провинились,
Ничего нет дороже слез, что с ресничек родных скатились.
Если валит усталость с ног, совладать с нею нету мочи,
Ну а к Вам подойдет сынок, или руки протянет дочка,
Обнимите покрепче их, детской ласкою дорожите!
Это счастье - короткий миг, быть счастливыми поспешите!
*Ведь растают, как снег весной, промелькнут дни златые эти,
И покинут очаг родной повзрослевшие Ваши дети.
Перелистывая альбом с фотографиями детства,
С грустью вспомните о былом,
О тех днях, когда были вместе.
Как же будете Вы хотеть в те счастливые дни вернуться,
Чтоб им маленьким песню спеть,
Щёчки нежной губами коснуться.
И пока в доме детский смех,
От игрушек некуда деться,
Вы на свете счастливей всех,
Берегите, пожалуйста, детство!